Мысли вслух о ходунках

25 января 2018

За последние годы, к сожалению, приходится все чаще и чаще сталкиваться с использованием ходунков. Родители рассчитывают, что это поможет сформировать поскорее и получше вертикальную ходьбу. А ведь еще много десятилетий назад не только педиатры знали выражение «ходунки лучше дарить врагам».

Почему они вредны?

Основные двигательные стереотипы, как известно, закладываются на втором полугодии жизни ребенка, и большинство людей знает их только поверхностно. То есть недостаточно глубоко понимает стоящие за этим процессом механизмы. Привычное прямохождение развивается постепенно и исподволь, отправной точкой является ползание на четвереньках в партере. Идущий ребенок, в отличие от ползающего, опирается на две точки, а не на четыре, и выработать этот навык довольно сложно.

Последовательность

Вставать на четвереньки малыши начинают, подтягивая ноги к животу, с опорой на руки (которые выпрямляют или сгибают в локте). Чтобы, далее, встать на ноги, требуется переместиться из партера на колени, выбрать опорную ногу. Очевидно, что прежде, чем осваивать ходьбу, детям обязательно нужно проползать какое-то время, наработать один навык, чтобы затем его изживать.

Причем время нормального ползания у всех индивидуально, определяется оно тем, каков мышечный тонус в самом начале. Ползать ребенок сможет, если выработаны:

  • переход от сильных к расслабленным рукам;
  • переключение напряжения длинных и широчайших спинных мышц;
  • владение передними бедренными мышцами.

Возможные отклонения

Разумеется, нарушив любой из этих пунктов, разрабатывать правильные двигательные стереотипы очень тяжело. Первый пункт не соблюдается, если дети не встают в партер, или встают, но двигаются назад в основном, либо совершают прыжки. О плохом управлении спинной мускулатурой говорит высокая опора на вытянутые руки без вставания в партер. Радость большинства родителей по этому поводу непонятна - неужели им доставляет удовольствие жесткая спина и излишне напряженные мышцы рук у ребенка?

Поводом для тревоги является и ситуация, когда вместо вставания в партер или наряду с ним ребенок откидывает ноги назад (сочетая это с «прыжком» вперед или нет, все равно).

Насколько это серьезно?

Даже те, кто не игнорирует подобные явления, считает их ничтожными, не отражающимися на развитии. Однако это мнение ошибочно, поскольку не учитывает то, как развиваются двигательные схемы, как они влияют на развитие в целом. Снисходительное отношение к ползанию и началу ходьбы доминировало до второй половины ХХ века, тогда никто почти и не задумывался о таких нюансах.

Но потребность в элементарной борьбе за существование, определявшей жизнь людей и их поступки тысячелетиями, отпала, и теперь это совершенно нетерпимо. Кроме того, в прошлом количество родовых травм и иных перинатальных нарушений оказывалось существенно меньшим, и большинство детей, так или иначе, развивало двигательные навыки физиологически верным путем.

В 21 веке перинатальные расстройства и внутриродовая травматизация из исключения стали правилом, и не думать о формировании двигательных навыков нельзя. Очень много таких детей, которые нуждаются в поддержке неврологическими и остеопатическими методами, средствами кинезитерапии, ЛФК, массаже.

Вновь о самом ползании

Мы уже убедились, что оно должно быть упорядоченным, этого требуют законы биомеханики человека, поскольку движение в партере логически предшествует прямохождению. Именно оно позволит до вставания на ноги и опоры на них:

  • подкрепить руки;
  • освоить расслабление-натяжение мышц спины и ягодиц, бедра, икроножной мускулатуры, ахилловых сухожилий и других частей нисходящей мышечно-сухожильной каскадной цепи);
  • нормализовать ликворный и венозный оттоки из черепа, артериальный подвод крови к нему.

Все эти моменты являются не только конечным результатом ползания в партере, но и необходимым условием его хорошей разработанности. Оттого полезно усвоить принцип - чем больше ребенок ползает и чем позже пойдет вертикально, тем лучше.

Возвращаясь к вреду ходунков

И вот теперь, после того, как основательно разобрано обучение детей движению, можно оценить значение этого приспособления. Как известно, это своего рода колесный гамак, дополненный развлекательными элементами. Ребенок вынужден сидеть в гамаке, опорой выступают даже не ноги в целом, а передняя треть стоп. Ни сидение, ни стояние в таком случае полноценными не будут по определению. Да и «сидячая ходьба» явно противоестественна - а именно она неизбежно возникает при использовании ходунков.

Подчеркнем, речь идет о вреде при чрезмерно раннем (для ускорения вертикализации) или о систематическом применении ходунков - короткие, до 10 минут в день упражнения с «перемещением полного ведра воды из одного угла комнаты в другой» даже полезны. Плохо, когда родители в 4-6 месяцев начинают высаживать детей в ходунки на много часов во время их бодрствования. Конечно, это мотивируется интересом ребенка, тем, что он может бегать где угодно и не может упасть, уронить на себя какие-то предметы или схватить их в руки.

Теоретически понять такие меры можно - современные родители очень заняты служебными и домашними делами, причем ни один начальник, конечно, не будет доволен чрезмерным уделением внимания семье. Оставшееся время хочется провести спокойнее, освободиться от постоянной нагрузки на глаза и руки, не думать беспрерывно о том, как бы развлечь ребенка. Да и недостаток педагогического такта, выдержки и сообразительности вроде бы компенсируется…

Возможные последствия

Как мы уже убедились, ходунки препятствуют формированию тонких схем движения, а оно должно происходить за второе полугодие первого года жизни. Допустим, перед нами малыш 5-6 месяцев, который не спит лишь 4 или 5 часов. Естественное ползание в таком возрасте встречается крайне редко. А это значит, что необходимые мышцы пока еще не расслаблены и не растянуты, тонус их не позволяет обеспечить полноценное вертикальное положение. Да и баланс между внутричерепным давлением и кровотоком мозга не достигнут.

Так происходит даже в том случае, когда ребенок занимает горизонтальное положение; если его искусственно вертикализировать, сила тяжести многократно усложняет преодоление этих проблем. Очевидно, что бодрствующие в ходунках дети не могут ни отработать, как следует партерное ползание, ни справиться с неврологическими нарушениями.

Когда наступает черед ходьбы, родители, «экономившие» свое время и нервную энергию, обнаруживают, что дети-то «на цыпочках» пошли, а то и вовсе не умеют сделать обыкновенный шаг вперед! Ничего странного нет, ведь при ползании ничего не растягивалось, икроножные мышцы, и ахиллово сухожилие как изначально были твердыми, так и остались ими. Невозможность расслабить передние мышцы бедра как раз и блокирует совершение шагов вперед. Конечно, можно услышать, что это все временные трудности...

Да, та же гравитация при начале полноценной ходьбы начинает помогать, она способствует механическому растяжению жесткой мускулатуры, и «цыпочки» появляются все реже. Однако появляются новые проблемы: псевдобалетная походка, затем варус и плосковальгус, стопы будут ставиться при ходьбе неправильно. Придется искать помощи врачей, переламывать сложившийся у организма стереотип.

Самая главная опасность - и вывод по теме

Навык правильного передвижения выработать можно, и даже не слишком тяжело это. Хуже другое - у детей, которые не ползали в партере, внутричерепное давление не нормализовано. А как следствие, неврологические проблемы могут преследовать такого человека всю жизнь, подчас они дают о себе знать через много лет или даже десятилетий.

Прежде освоение ходьбы упрощали за счет тренировки со стулом - когда ребенок сначала держится за него, затем отодвигает, перешагивает вслед за ним и так далее. Так вот, есть вполне нормальные ходунки, адаптированные для вставших на всю стопу детей, уже умеющих идти прямо с поддержкой или, переставляя ноги, без нее. Выглядит такое приспособление как квадрат или прямоугольник на колесах, огражденный перилами. За них можно держаться и шагать спокойно. Вот такую тренировку опорно-двигательного аппарата можно только приветствовать.

В любом случае, торопиться с ходьбой не нужно, все, кто ползают, обязательно пойдут через какое-то время.