Высаживание или одноразовые подгузники?

15 марта 2010

Высаживание

Этот вопрос редко задают себе мамы. Возможно потому, что не знают, что такое высаживание. Возможно, искренне верят рекламной фразе: «Памперс знает, что ваш малыш желает». Однако, наши бабушки, в былые времена высаживающие своих детей, оспорили бы это утверждение…

Высаживание ребенка – это участие мамы в одной из самых важных потребностей ребенка. Эта потребность в отправлении естественных нужд, которая всегда у детей была, есть и будет, не зависимо от того, где и в каких условиях он родился на свет. Известно, что о любой своей потребности ребенок маме «сигналит». Захотел кушать, или спать, или писать – он призывает маму на помощь. И эта способность ребенка подавать сигналы может очень успешно использоваться в организации ухода за ребенком.

Мочеиспускательный рефлекс

Поведение новорожденного основано на рефлексах, а также на воспоминаниях внутриутробной жизни и собственного рождения. Все рефлексы нацелены на сохранение жизни, и в дальнейшем переходят в осознанные действия, которые ребенок способен контролировать. Но пока этого нет, функция контроля лежит на маме, и ребенок целиком и полностью ей в этом подчиняется. По мере взросления мама передает ребенку ответственность за его жизнь, обучая его быть самостоятельным и независимым.
Внутриутробно ребенок мочится, и эту функцию не ощущает в принципе. Как для нас, скажем, работа почек, печени. Мочеиспускательный рефлекс появляется в момент рождения. Когда ребенок идет по родовым путям, то за счет сильного сдавливания и спазма сфинктеров у него складывается ощущение, что это больно. Однако, это только ощущение, ведь в реальной жизни этот спазм не так болезненнен. Просто нам, взрослым, это знакомо, а ребенку пока нет. Всякий раз перед тем, как пописать или покакать, воспоминания о спазмах во время рождения заставляют малыша сигналить маме: «Помоги мне, сделай что нибудь». Внимательные мамы всегда замечают, что перед тем, как намочить пеленку, ребенок беспокоится, и хнычет. Мама берет его в удобную позу, и похлопыванием по половым органам обозначает место, которое нужно расслабить, сопровождая звуками «пись-пись» или «а-а». В сутки ребенок старше недельного возраста писает больше 12 раз, что является показателем количества получаемого молока. Работа почек подчинена суточным ритмам, которые мама отслеживает и поддерживает. В первой половине дня ребенок писает часто, во второй половине чуть реже, ночью – редко.

Стимул к росту

Приучение к горшку

Ребенок после рождения своего тела не ощущает, его границы стерты. Пока он жил внутриутробно, его границами были границы матки. После рождения эти границы исчезли. Мамино дело – воссоздавать границы своими руками и объятиями. А иначе непонятно – куда будем расти?
Известно, что нервная ткань растет от прикосновений и поглаживаний. Это знают все кошки, собаки, мыши, не имеющие высших образований, и не читающие умных книжек. Они своих детенышей вылизывают – не потому что те грязные, а потому что они так растут. Это доказывает опыт, проводимый на крысах. Когда детенышей лишили матери-самки (но продолжали кормить), и она перестала их вылизывать, крысята перестали расти. Эксперементаторы имитировали вылизывание влажной кистью – гормоны роста вновь появились.
У прямоходящего человека уже несколько сотен тысяч лет руки освобождены от помощи в передвижении и исполняют функцию ношения и «вылизывания» детей. Чем больше мать носит на руках и трогает ребенка, тем лучше он будет расти и развиваться. Однако, развиваться должны все функции маленького человечка, в том числе и мочеполовая система.
Мама свое дитя высаживает и выхлопывает, показывая ему место для выхода его потребности. В сознании новорожденного ребенка он – «шар со щупом» в области рта, нет понятия конца тела, он не понимает, где он «заканчивается». Это мама ему показывает, похлопывая по половым органам, тогда и становится понятным направление роста. Выходит, чтобы у мальчиков все доросло не только по размерам, но и по функциям, и чтобы у девочек все правильно сформировалось, нужно просто стимулировать к росту — выхлопыванием, и участием в процессе мочеиспускания и дефекации.
Сексологи провели несколько антропометрических исследований в африканских племенах. Европейцы проигрывают им в размерах полового члена потому, что в современном обществе у детей этот орган не принято трогать, а скорее принято считать «тайной за семью печатями», и закрывать – ползунками, трусами, «памперсом». Если в африканском племени у мужчины маленький половой член, это может означать, что в детстве он рос сиротой… мамы не было, и она ему «достоинство» не отрастила. Женщины, которых в детстве мамы высаживали, проще рожают, легче беременеют, и не имеют сексуальных проблем.

Контроль за сфинктерами и владение телом

Для того, чтобы владеть телом, нужно разобраться, какое оно, из чего состоит. Представление о том, как выглядит тело спереди, у ребенка складывается на первом году жизни. Это представление откладывается в подсознании. Свои половые органы ребенок находит после 4-х месяцев, и начинает их активно исследовать. И если там много времени был «памперс» – то ребенок будет в это долго верить. Умом он взрослый будет понимать, что там «достоинство», а подсознание говорит: «Нет там у тебя ничего! Там «памперс»!». Помните рекламный сюжет? Малыш наклоняется, чтобы посмотреть, что там, а там… нечего, только «памперс». В дальнейшем это может приводить к различным болезням психосоматического характера. От умения контролировать свои сфинктеры и владеть функциями мочеполовой системы зависит ее здоровье, а также способность человека во взрослой жизни контролировать свое половое поведение, и быть успешным половым партнером.

Высаживание с грудью

Это, конечно, «высший пилотаж»… Однако, освоить это мастерство можно и нужно. Установление контроля над сфинктерами должно быть обязательно комфортным процессом. Помните, ребенок испытывает дискомфорт перед тем как пописать или покакать? Любая кормящая мама скажет, что успокаивается ребенок с грудью во рту. Именно сосание груди дает ребенку чувство счастья, и за считанные секунды избавляет от неприятных ощущений. Также мамы замечают, что пачкает пеленки ребенок именно с грудью во рту! Стоит только перепеленать, дать грудь, и он начинает делать свои «делишки». Действительно, сосание расслабляет мышцы ануса и сфинктеры мочевого пузыря, и значительно облегчает задачи ребенка. Поэтому, высаживание превращается в процесс, связанный с комфортом (сосание груди). Врятли вам нужно доказывать, что в состоянии комфорта малыш гораздо лучше растет и развивается!

Действие мочеиспускательного рефлекса заканчивается к 4-м месяцам, когда ребенок уже усвоил эту функцию, как часть своего тела, понял, что это не опасно. Поэтому он перестает звать маму на помощь. Но мама уже знает, как часто и с каким интервалом ребенок писает и продолжает высаживать малыша согласно его ритмам, постепенно снижая контроль за этим процессом, и передавая эту функцию ребенку. Это был первый этап на пути к социализации функции горшка. Успешность этого этапа позволяет пройти все остальные просто и без осложнений.

Галина Елтонская,
консультант по лактации и уходу за ребенком,
ведущий специалист Центра материнства «Мамин дом»

Статья с сайта Мамин Дом